Муниципальное образование "Павловский район"
Ульяновская область

Защита прав потребителей в муниципальном образовании «Павловский район» Ульяновской области на 2022-2026 годы

Картинка.

Краткое описание программы

Программа направлена на создание условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке.

Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения в хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение уровня правовой грамотности и социальной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что в средствах массовой информации будут систематически размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.

Право потребителя на выбор товаров признаётся главным из всех известных прав потребителей.

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесённые в Закон Ульяновской области от 03.10.2012 №131-ЗО «О бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области», в соответствии с которыми расширены полномочия государственного казённого учреждения «Государственное юридическое бюро Ульяновской области» (далее - Госюрбюро), в том числе в сфере оказания бесплатной юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей, в сфере взаимодействия Госюрбюро со средствами массовой информации по вопросам оказания бесплатной юридической помощи и продвижению бесплатной юридической помощи в социальных сетях, в том числе по вопросам прав потребителей. 

Одним из важных приоритетов в определении направленной деятельности по предупреждению нарушений на потребительском рынке является работа с обращениями граждан, которая позволяет выявить и систематизировать наиболее неблагоприятные сферы деятельности с высоким уровнем нарушений законодательства о защите прав потребителей. Структура обращений граждан со значительной степенью точности отражает состояние потребительского рынка.

Вместе с тем, стремительное развитие современного рынка товаров и услуг приводит к обозначению новых проблем правового, экономического, организационного и социального характера.

Рынок товаров и услуг не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новшества не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей. В числе основных причин обращений граждан является непредставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), нарушения сроков исполнения услуг, а также продажа товаров и предоставление услуг надлежащего качества.

В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путём. Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новшеств на современном потребительском рынке товаров и услуг (например, в сфере жилищно- коммунального хозяйства), оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявления пробелов в нём и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.

Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой позволит решить обозначенные задачи и будет способствовать повышению уровня защищённости потребителей, снижению социальной напряжённости в обществе.
 

Основные цели, принципы и задачи программы

Цель Программы - развитие системы защиты прав потребителей в муниципальном образовании «Павловский район» Ульяновской области (далее - муниципальное образование), направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями.

На достижение указанной цели направлено решение следующих задач: 

- координация деятельности всех участников Программы по достижению цели программы;
- повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
- повышение уровня доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий;
- создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;
- повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих на потребительском рынке.
 

Целевые индикаторы и показатели программы

  • количество консультаций в сфере защиты прав;
  • количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности;
  • количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 1 тыс.человек;
  • удельный вес претензий потребителей, удовлетворённых хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей.

Механизм реализации программы и подпрограммы

  • развитие сети общественных приёмных по вопросам защиты прав потребителей в муниципальном образовании «Павловский район» для оказания населению бесплатной консультационной помощи (в том числе, за счёт организации консультирования на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг); 
  • повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
  • повышение правовой грамотности населения за счёт увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; уменьшение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка;
  • увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями).
Заказчик программы

Администрация муниципального образования "Павловский район"

СОИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
  • Администрация муниципального образования «Павловский район»;
  • муниципальное бюджетное учреждение «Управление сельского хозяйства и природных ресурсов муниципального образования «Павловский район» (по согласованию);
  • органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области (по согласованию);
  • областное государственное казённое учреждение «Государственное юридическое бюро Ульяновской области» (по согласованию);
  • областное государственное казённое учреждение «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» (по согласованию);
  • государственное учреждение здравоохранения «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» (по согласованию);
  • Общественная палата муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области (по согласованию).
     

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie